Здравствуйте! Пользователи сайта, которые со мной уже достаточно долго, обратили внимание на новый раздел "Учитель года-2021". С огромным волнением и трепетом сообщаю, что являюсь участником Всероссийского конкурса "Учитель года" в 2021 году! Очень надеюсь, что то ценное время, которое Вы оставите на этой странице, пройдет быстро, увлекательно и с пользой, и Вы сможете узнать гораздо больше обо мне! 

1.

Высокий профессионализм – обращенное в профессию творчество

Я  учитель…

В свои 17 лет я слышала едва ли не ежедневно от своих  знакомых и друзей: «Почему учитель?» - и лишь улыбалась в ответ.

Наверное, не верилось, что человек, воспитанный в семье педагогов, самостоятельно отважится на такой безрассудный, как считают многие, шаг и выберет эту профессию. Ведь действительно сложно объяснить, как подросток, который с раннего детства видел родителей слишком редко из-за педсоветов, методических объединений, семинаров и курсов, вдруг говорит: «Я – будущий учитель!». Как может мечтать о профессии учителя тот, кто ночью просыпался от того, что скоро рассвет, а из-под двери сквозь щель пробивается свет от настольной лампы, потому как мама всё ещё проверяет тетради?! Она то ли вовсе не ложилась спать, то ли уже встала? А стопки книг, газет, журналов в однокомнатной квартире...

Не так просто понять, как человек осознанно идёт туда, где его заведомо ждут нелегкие условия труда, где требуются железные нервы, выдержка, но при этом ещё и мудрость, чуткость, терпение, любовь… 

Я отношусь к педагогической династии и выбор профессии мною был практически предначертан, хотя считаю, что педагогами не рождаются, ими становятся.

Современный человек должен обладать высоким образовательным уровнем, легко адаптироваться к изменениям условий жизни, обладать высокими нравственными устоями, и помочь ему в этом может только  Учитель.  Тот, кто выбирает эту профессию, должен постоянно развиваться, отслеживать новые технологии  обучения (ведь набор отработанных приёмов и методик не вечен), оттачивать своё мастерство. И не важно, молодой это специалист, пришедший в школу со студенческой скамьи,  или опытный педагог с 25-летним стажем. Поэтому я очень надеюсь, что в нашей профессии нет случайных людей. Учителем становится тот, кто не боится проблем, не уходит от них, а решает, кто всегда готов идти вперед.

Я творческий человек. Наверное, могла бы быть мастером по изделиям ручной работы. Но заниматься исключительно прикладным творчеством – скучно. Думаю, что могла бы играть в театре или кино. С детства охотно участвовала в различных театральных представлениях, оттачивала актерское мастерство. А вот применить свои творческие навыки мне пришлось, нет, посчастливилось,  в профессии, которая действительно «родом из детства», из того самого детства с горами тетрадей, бессонными ночами родителей-учителей, но при этом пропитанном любовью к любимому делу и к детям.

Профессионал ли я?! Убеждена, что профессиональный уровень учителя невозможно измерить точным баллом, точной величиной. В методической литературе встречала такое высказывание: «Самой главной составляющей профессионализма является компетентность, обеспечивающая успешную деятельность педагога; умение анализировать; осуществлять выбор действий». Всё верно. Но самое главное, профессионализм – это талант вкладывать душу в то, что ты делаешь здесь и сейчас.

Высший профессионализм педагога – это постоянное творчество, неустанный, неутомимый труд души. И этот труд не всегда заметен тем, кто далек от педагогики. А это и есть, наверное, высшее искусство: вести уроки так, что всем окружающим кажется, будто всё очень просто, легко, доступно.

Моя работа – моя жизнь. Это не профессия – образ жизни. Я расту, взрослею и учусь вместе с детьми. Я ведь не только отдаю, я приобретаю. Чтобы заставить светиться глаза детей, чтобы они бежали на урок, ждали его с нетерпением, учитель должен быть творцом. Новые обстоятельства, новое время диктуют свои правила, учитель сегодня, говоря на сленге молодёжи,  должен «быть в теме». Поэтому мой девиз «Учи – учась», а профессиональное кредо «Каждый урок для меня – это открытие, творческая мастерская». Ведь именно творчество  помогает самоутвердиться и самореализоваться личности, показать свою индивидуальность и значимость. Я постоянно стремлюсь к новому, передовому, инновационному, «нестандартному».

Потребности к творчеству могут развиваться исключительно в атмосфере доброжелательности, сопереживания, уважения. Ученик стремится наиболее полно раскрыть свои возможности тогда, когда видит, что с ним считаются, ценят его мнение, доверяют. «Преподавание есть искусство, а не ремесло – в этом корень учительского дела. Перепробовать десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не держаться ни за одного неукоснительно – вот единственно возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться – вот единственный курс учительской рабочей жизни», - писала известный педагог и методист М.А.Рыбникова. Это, наверное, и есть решение проблем, которые стоят перед современным миром сегодня.

Мы должны выпустить в большой мир не просто человека, обладающего определённым  набором знаний, в настоящее время он окажется неконкурентноспособным. Мы должны выпустить Личность, умеющую находить оптимальное решение быстро, оперативно; умеющую двигаться не так, как нас ведёт сложившаяся ситуация,  в корне изменять её направление.

Безусловно, постоянная самоотдача – жертва. Жертва, за которой может последовать выгорание. Но я работаю учителем уже более 14 лет и до сих пор лечу на урок, чтобы делиться и получать. Каждой мелочи в доме я мысленно определяю место в рабочем процессе. Смешно, но увидев просто какую-то интересную вещицу в быту,  уже думаю, как бы я её применила на уроке, а услышав или прочитав интересный и любопытный факт, тут же отмечаю у себя в блокноте в графе «Важное». Ведь нужно обязательно поделиться с ребятами.

О том, как соотносятся творчество и педагогика наилучшим образом рассказывает притча К.Д. Ушинского «Два плуга».

Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.

Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже ещё лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

- Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.

- От труда, мой милый, — отвечал тот, — а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

Ответ очевиден. Творческому педагогу «ржаветь» некогда, всегда найдется масса нового, доселе неизученного. Мир стремительно развивается, и чтобы успеть, мы должны идти семимильными шагами, а ещё лучше, хоть немного, но опережать.

Я горжусь своей профессией и убеждена, что профессия учителя действительно одна из  самых, нет, не лучших, – ценных в мире. Ведь только мы, учителя, получаем самую высокую в мире награду – детскую улыбку, доверие, понимание и «нужность», с одной стороны, а с другой, именно учителя, представители российской интеллигенции, олицетворяют лучшие качества многонационального народа России, именно мы являемся примером. Прежде всего, в силу своей твёрдости духа, понимания высокого общественного предназначения, умения адаптироваться и принимать новые реалии жизни, а если необходимо, то и изменять их!

Поэтому ничего объяснять и не нужно. Ни знакомым, ни друзьям.

Почему я учитель? Потому что иначе и быть не могло. Может ли какая-то иная профессия объединить все то, что я люблю?!

 

2.

Конкурсное задание " Интернет-ресурс"

Настройте,пожалуйста, качество воспроизведения (1080 HD) и звук, как при просмотре встроенного видео на сайте, так и при переходе по предложенным ссылкам: https://drive.google.com/file/d/1jyG9voaaQBVgA1ZM2-XX_qE-RbsKf21f/view?usp=sharing

https://yadi.sk/i/lu81tQhjrHrA9w  

Приятного просмотра!

3.

Объяснительная записка педагогического опыта

  1. Общие сведения о педагоге.

Я, Новикова Татьяна Геннадьевна, 1983 года рождения, в 2006 году с отличием окончила Горловский государственный педагогический институт иностранных языков (ГГПИИЯ) по специальности  «Педагогика и методика среднего образования. Язык и литература (английский, немецкий)». Приобрела квалификацию учителя английского, немецкого языков, и зарубежной литературы.  Педагогический стаж 14 лет.

С 23.10.2017г. и по настоящее время являюсь учителем английского и немецкого языков в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Гимназия №8 города Евпатория Республики Крым». Присвоена I квалификационная категория.

  1. Достижения.

Регулярно повышаю уровень педагогического мастерства, посещаю семинары, вебинары, курсы, участвую в конференциях. Являюсь победителем 1 тура республиканского профессионального конкурса «Лучший классный руководитель» государственных бюджетных общеобразовательных учреждений интернатного типа (приказ МОНМ РК от 18.05.2016 №984), победителем II тура  республиканского конкурса «Лучший классный руководитель» в 2016 году (приказ МОНМ РК от 25.10.2016 №3556).

  1. Персональный интернет-ресурс

Идет время, изменяются реалии, утрачивается актуальность тех или иных форм представления информации.  На данный момент, пожалуй, наиболее удобным инструментом для представления любых продуктов деятельности является персональный сайт, который расширяет целевую аудиторию, и способствует осуществлению обратной связи.  По сравнению с бумажным носителем, который может представить лишь текст и изображение, сайт имеет возможность донести информацию в мультимедийных формах. Изначально, я представляла информацию о своем педагогическом опыте на страничке образовательного портала «Инфоурок»  https://infourok.ru/user/novikova-tatyana-gennadevna3 .  Отдельные статьи и интересные материалы я продолжаю размещать на данном ресурсе. В разделах «Блог», «Галерея», «Публикации» периодически появляются обновления. Однако в связи с введением дистанционного обучения появилась необходимость в создании собственного персонального ресурса, где родители, дети и коллеги смогут  проконсультироваться, найти полезные материалы, держать со мной обратную связь.  Я возобновила работу над ресурсом, и так появился мой сайт, сайт учителя английского и немецкого языков, Новиковой Татьяны Геннадьевны,  My school is cool. https://myschooliscool.at.ua/

Цель создания персонального сайта:

  • формирование образовательного пространства для саморазвития и моего взаимодействия с учащимися;

 · систематизировать накопленные в процессе педагогической деятельности электронные образовательные ресурсы (на сайте имеется ряд статей на данную тематику);

 · обобщить педагогический опыт с использованием системы Интернет;

· открыть дополнительные возможности общения в режимах online, offline с коллегами, учащимися и их родителями;

· рассказывать о себе, своих достижениях и успехах моих учеников;

· использовать электронные образовательные ресурсы сайта в образовательном процессе школы.

  1. Отражение педагогического опыта на собственном интернет-ресурсе.

   Так как я работаю преимущественно с младшими школьниками, то и тема для самообразования «Использование инновационных игровых педагогических технологий на уроках английского языка с учетом возрастных особенностей обучающихся в рамках реализации ФГОС» мною выбрана не случайно.

Современный мир очень быстро развивается. Соответственно, и образование должно идти в ногу со временем. Процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся на этапе перехода школы к жизни в условиях информационного общества кардинально изменился. В обучении современных школьников необходимо применять такие технологии, которые будут способны удерживать внимание не только на конкретно взятом уроке, а в процессе всего обучения предмету, и будут мотивировать к плодотворной работе в школе и дома. Но при этом необходимо учитывать возраст обучающихся. Как объединить традиционное и инновационное, при этом не навредив?!

Игровая деятельность естественна для возраста моих обучающихся, но с появлением новых технологий, которым можно придать игровой характер, требуется новаторский подход к проведению уроков. Одним из способов достижения этих целей образования  я нахожу применение на уроках английского языка технологии «лэпбукинга».

Лэпбук — это портфолио, книга с кармашками, выдвижными элементами, интерактивными деталями и окошками, где можно размещать информацию в виде рисунков, схем, графиков, опор.  Я использую лишь элементы данной технологии на своих уроках и занятиях внеурочной деятельности, а именно разрабатываю с детьми интерактивные шаблоны по изучаемым лексическим и грамматическим темам, , которые мы вклеиваем в самые обычные ученические тетради. Отдельными наработками по данной теме, своим опытом я делюсь на страничках своего сайта в разделе «Методическая работа».  Вниманию коллег предлагаются статьи о том, что такое интерактивные шаблоны и как с ними работать, алгоритм работы и обозначение проблемы, с которыми педагог может столкнуться на начальном этапе работы с подобными интерактивными элементами. Также можно наглядно посмотреть, как увлеченно работают дети с шаблонами на уроке. А ведь мы не просто играем, а отрабатываем лексический материал, вводим или закрепляем грамматический. Судя по отзывам родителей, которые они оставляют, в частности, в гостевой книге, на моем сайте, дети воспринимают процесс обучения как некую игру, погружаются в языковую среду, и опосредованно получают (репродуктивный метод обучения), добывают знания (продуктивный, т.е. частично-поисковый метод).  

Применение интерактивных шаблонов помогло добиться того, что домашних заданий учащиеся не  просто не боятся, а ждут с большим нетерпением. Остановлюсь подробнее на некоторых примерах.

При введении на уроке новых лексико-грамматических единиц, их отработке, тренировке, предполагается, что дома последует закрепление их употребления. Домашние задания, выданные в формате «выучить слова», - это для детей начальной школы скучно, размыто, и не мотивирует к работе. Мои же учащиеся приходят домой не учить слова, а собирать лексические паззлы. Задание, предложенное в подобной форме, соответствует их возрастным особенностям, учитывает их ведущий вид деятельности (игровой), мотивирует и стимулирует.

Второй пример касается ведения словарей. Многолетняя практика перенесения новых лексических единиц в словарь с транскрипцией и переводом, изживает себя. Современные дети, особенно учащиеся младшей школы, не проявляют заинтересованности в данном виде  работы. Применение лексических шаблонов способствует более успешному усвоению лексики учащимися. Мои учащиеся не записывают слова в столбик по теме «Фрукты», а «собирают» фрукты в корзинки. Корзинка - это и есть тот самый интерактивный элемент, вклеенный в тетрадь. Каждый из фруктов дети подписывают, используя лишь английский вариант слова. Перевод не требуется. Более того, к этим корзинкам, рюкзачкам со школьными принадлежностями и т.д., мы будем в ходе дальнейших уроков обращаться еще неоднократно. Я их использую и при изучении темы «Поход в магазин», и для построения диалогов между детьми, опираясь на изучаемую грамматическую тему. В любой момент дома дети могут открыть тетрадь или словарь, и поиграть с содержимым, таким образом снова и снова обращаясь к лексике. Словарь же с выписанными прилежно словами в 3 колонки - это «мертвый груз», то, что не работает, - должно уступить место новому и передовому.

Создание собственных интерактивных шаблонов - трудоемкий процесс. Но эти затраты и усилия педагога  оправданы, так как результат ошеломляет. Вы четко знаете, что именно требуется Вашим учащимся, на каком этапе обучения у них могут возникнуть сложности. На своем сайте я предлагаю коллегам познакомиться с интерактивными шаблонами разных видов и форм.

И более подробно хотела бы раскрыть суть еще одной технологии, которая органично вписывается в уроки английского языка в начальной школе. Это технология квестов. И снова игра является неизменным спутником и другом педагога.  Собственно, понятие «квест» (транслит. англ. quest - поиски) обозначает игру, требующую от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету.

Квест позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих. В квестах присутствует элемент соревновательности, эффект неожиданности. Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество. Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

В методической литературе  предлагают следующую классификацию квестов:

  • по форме проведения (компьютерные игры-квесты, веб-квесты, QR-квесты,  медиаквесты, квесты на природе, комбинированные); 
  • по режиму проведения (в реальном режиме, в виртуальном режиме, в  комбинированном режиме); 
  • по сроку реализации (краткосрочные, долгосрочные); 
  • форме работы (групповые, индивидуальные);  
  • по информационной образовательной среде (традиционная образовательная среда, виртуальная образовательная среда). 

В своей практике я чаще всего обращаюсь к медиаквестам, или комбинированным квестам. Медиаквесты прекрасно зарекомендовали себя при проведении занятий внеурочной деятельности по предмету. Именно внеурочная деятельность позволяет уделять больше внимания лингвострановедческому компоненту, знакомить с культурой и традициями стран изучаемого языка. Я провожу квесты в дни, когда в Великобритании отмечают значимые для этой страны праздники. Квест -это и география (окружающий мир), и музыка, а иногда даже математика. Межпредметная связь очевидна. Каждый квест должен быть тщательно продуман, я стараюсь наполнять его не только лингвострановедческой информацией, но и закреплять изученный грамматический материал. На моем сайте представлены фрагменты некоторых квестов, которые я проводила со своими учащимися (к празднованию Рождества, Дню матери и др.). В начале декабря я открыла доступ учащимся к заданиям веб-квеста, который проходит также на моем образовательном ресурсе. Периодически дети получают задания по теме «Рождество в Британии. Адвентский календарь», которые предполагают развитие умений в  поиске информации в сети Интернет (например, найти информацию о том, как называют Санту в разных странах мира), просмотр видеороликов на английском языке и выполнение заданий, которые будут известны лишь после просмотра), и т.д. Отчеты о выполненных заданиях приходят мне на электронную почту, либо в мессенджер Viber. За успешно выполненные задания квеста участники получают бонусные баллы, победитель и активные участники награждаются призами.

Инновационных педагогических технологий великое множество, но не все и не всегда удается адаптировать для работы с младшими школьниками, слишком много «но»… Поэтому подобным опытом, успешным педагогическим опытом, закрепленном на практике, имеющем положительные результаты, необходимо делиться. Мои коллеги также отмечают результативность моей работы, на школьном уровне мы проводим мини-семинары, где я отвечаю на вопросы коллег, даю рекомендации, как оформлять интерактивные шаблоны, создавать квесты, какие программы использовать, какие формы для какого вида деятельности считать наиболее действенными. На городском методическом объединении я также выступала с данной темой, и возникла очень живая дискуссия. Считаю,- то, что работает и приносит плоды, должно быть доступно всем. Коллеги из других школ могут обратиться к страничкам моего сайта или воспользоваться формой обратной связи. Но хочу подчеркнуть, что целевой аудиторией сайта являются, в первую очередь, учащиеся. Именно они посещают мой сайт чаще всего. Помимо общеучебной информации, они находят много различных познавательных статей, ссылки на другие ресурсы, которые я рекомендую. Им всегда интересно и любопытно просматривать видеоролики, которые я размещаю на созданном мной You-tube канале и сайте, где я обобщаю результаты нашей с ними работы, объединяю свой педагогический опыт и неиссякаемый детский интерес к познанию нового. Таким образом, сайт учителя -  инструмент решения различных уникальных образовательных задач, и может развиваться и использоваться не только при дистанционном обучении, а является долговременным ресурсом для накопления собственного педагогического опыта, качественного его анализа, поддержания тесного контакта с родителями и учащимися. А при правильном его использовании он обязательно даст прекрасные результаты!